Консультации для родителей с детьми с РАС

Консультация «Признаки аутизма»

Первые причины для беспокойства проявляются в период 18-24 месяцев, в это время все детки наблюдаются у педиатра.

Если вы заметили такие особенности в поведении вашего ребёнка, скажите об этом врачу:

- Мало интересуется родителями, необычно реагирует на звуки.

- Необычно общается со своими сверстниками

- Кто-то из близкого окружения выражает беспокойство в связи с поведением ребенка

- В младенчестве проявлял очень мало требований

- У ребёнка появились проблемы с самого рождения: сложно успокоить или слишком требовательный

- В какой-то период ребёнок перестал развиваться

- Есть отличии в развитии от братьев и сестёр

- Задержка речевого развития

- Отсутствие социальной привязности

- Очень сильная привязанность к одному из ближайших родственников

- Необычная заинтересованность какими- либо объектами окружающей среды

- Необычный объект для самоуспокоения

- Непереносимость определённых звуков

- Избирательность в еде

- Проблемы со сном

Вам стоит "бить тревогу", если ребёнок к двум годам:

- Не смотрит в глаза

- Говорит о себе в третьем лице

- Повторяет слова и фразы

- Начал говорить первые слова, и речь пропала

- Не произносит слова, мычит

- Не интересуется игрушками, не играет с другими детьми

- Ребёнок отстранён, не реагирует на своё имя, игнорирует маму

- Трясёт головой, руками, раскачивается

- Ходит на носочках

- Грызёт пальцы, руки

- Бьёт себя по лицу, по голове

- У ребёнка истерики, приступы агрессии

- Боится незнакомых или чужих людей

- Пугается звуков, вздрагивает

- Боится света, всё время выключает его.

Особенность Расстройства аутистического спектра (РАС) включает - огромное разнообразие симптомов и проявлений. Аутизм - это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Детям с такими проблемами требуется больше времени и сил, что бы научиться чему-то новому. Но это не значит, что на них нужно ставить крест. При своевременной коррекции и внимательной работе, большинство проблем можно решить.


Консультация для родителей «Если у ребенка аутизм»

Определение болезни. Причины заболевания

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.

Как себя ощущает ребёнок с аутизмом

В целом аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим) [1].

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 - 2 лет

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он "настроен на свою волну", его сложно заинтересовать чем-либо:

не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;

расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;

сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;

не улыбается в ответ на улыбку;

не реагирует на свое имя;

отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.

СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ

Ребенок с РАС :

играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;

у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок "прилип взглядом" к какому-то предмету;

может долго кружиться вокруг своей оси;

вращает предметы, близко поднося их к глазам;

не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;

пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);

может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;

сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;

может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.

СФЕРА КОММУНИКАЦИИ

Ребенок с аутизмом :

может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;

гораздо позже других детей начинает говорить;

часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует "управляемую руку" взрослого);

избегает контакта "глаза в глаза";

"автоматически" повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.

НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ

Ребенок с РАС :

может постоянно ходить на цыпочках;

может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;

не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Многие дети с РАС очень чувствительны:

с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;

закрывают уши руками;

обнюхивают предметы;

с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;

часто кричат, т. к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;

страдает поносами (запорами).

НАРУШЕНИЯ СНА

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

На выбор семьи:

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

Признаки аутизма у детей разного возраста

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).

К вызывающим тревогу родителей сигналам относят :

в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;

в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;

в 18 месяцев — нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;

в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса [24].

Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи, задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает РАС [17]. В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний, такой диагноз ставится одному ребёнку из 59, причём среди мальчиков РАС встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек [18].

Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).


Внимание,  Коронавирус !



Гигиена при гриппе, коронавирусной инфекции и других ОРВИ
Что нужно делать в период активной  циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) для того, чтобы предотвратить собственное заражение и обезопасить окружающих, если заболели вы?
Возбудители всех этих заболеваний высоко заразны и передаются преимущественно воздушно-капельным путем.
При чихании и кашле в воздухе вокруг больного человека распространяются микрокапли его слюны, мокроты и респираторных выделений, которые содержат вирусы. Более крупные капли оседают на окружающих предметах, и поверхностях, мелкие -долгонаходятся в воздухе и переносятся на расстояния до нескольких сот метров, при этом вирусы сохраняют способность к заражению от нескольких часов до нескольких дней. Основные меры гигиенической профилактики направлены на предотвращение контакта здоровых людей с содержащими вирусы частицами выделений больного человека.
Соблюдение следующих гигиенических правил позволит существенно снизить риск заражения или дальнейшего распространения гриппа, коронавирусной инфекции и других ОРВИ.

.

Как не заразиться
·        Мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта, прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общественного пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи. Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд), и последующему полному осушению рук.
·        После возвращения с улицы домой - вымыть руки и лицо с мылом, промыть нос изотоническим раствором соли.
·        Прикасаться к лицу, глазам-только недавно вымытыми руками. При отсутствии доступа к воде и мылу, дляочистки рук использовать дезинфицирующие средства на спиртовой основе.Или воспользоваться одноразовой салфеткой, при необходимости прикосновения к глазам или носу
·        Надевать одноразовую медицинскую маску в людных местах и транспорте. Менять маску на новую надо каждые 2-3 часа, повторно использовать маску нельзя.
·        Отдавать предпочтение гладким прическам, когда вы находитесь в местах скопления людей, распущенные волосы, часто контактируя с лицом, увеличивают риск инфицирования.
·        Избегать близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
·        Не прикасаться голыми руками к дверным ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных пространствах.
·        Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия.
·        Чаще проветривать помещения.
·        Не пользоваться общими полотенцами.
Как не заразить окружающих
·        Минимизировать контакты со здоровыми людьми (приветственные рукопожатия, поцелуи).
·        Если вы испытываете недомогание, но вынуждены общаться с другими людьми или пользоваться общественным транспортом - использовать одноразовую маску, обязательно меняя ее на новую каждый час.
·        При кашле или чихании обязательно прикрывать рот, по возможности - одноразовым платком, если его нет - ладонями или локтевым сгибом.
·        Пользоваться только личной или одноразовой посудой.
·        Изолировать от домочадцев свои предметы личной гигиены: зубную щетку, мочалку, полотенца.
·        Проводить влажную уборку дома ежедневно, включая обработку дверных ручек, выключателей, панелей управления оргтехникой.

Грипп,коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)
Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу ежегодно заболевающих людей
Несмотря на постоянные усилия, направленные на борьбу с возбудителями гриппа, коронавирусной инфекции и других ОРВИ победить их до сих пор не удается.
Ежегодно от осложнений гриппа погибают тысячи человек.
Это связано с тем, что вирусы, прежде всего вирусы гриппа и коронавирусы обладают способностьюменять свою структуру имутировавший вирус, способен поражать человека вновь. Так, переболевший гриппом человек имеет хороший иммунный барьер, но тем не менее новый измененный вирус, способен легко проникать через него, так как иммунитета против этого вида вируса организм пока не выработал.
Для кого наиболее опасна встреча с вирусом?
Особо тяжело переносят инфекцию дети и пожилые люди, для этих возрастных групп очень опасны осложнения, которые могут развиться во время заболевания. Дети болеют более тяжело в связи с тем, что их иммунная система еще не встречалась с данным вирусом, а для пожилых людей, также, как и для людей с хроническими заболеваниями, вирус опасен по причине ослабленной иммунной системы.
Группы риска
·        Дети
·        Люди старше 60 лет
·        Люди с хроническими заболеваниями легких (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких)
·        Люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность)
·        Беременные женщины
·        Медицинские работники
·        Работники общественного транспорта, предприятий общественного питания
Каким образом происходит заражение?
Инфекция передается от больного человека здоровому через мельчайшие капельки слюны или слизи, которые выделяются во время чихания, кашля разговора. Возможна и контактная передача.
Симптомы
В зависимости от конкретного вида возбудителя симптомы могут значительно различаться, как по степени выраженности, так и по вариантам сочетания.
·        Повышение температуры
·        Озноб, общее недомогание, слабостьголовная боль, боли в мышцах
·        Снижение аппетита, возможны тошнота и рвота
·        Конъюнктивит (возможно)
·        Понос (возможно)
В среднем, болезнь длится около 5 дней. Если температура держится дольше, возможно, возникли осложнения.
Осложнения
·        Пневмония
·        Энцефалит, менингит
·        Осложнения беременности, развитие патологии плода
·        Обострение хронических заболеваний
Лечение заболевания проводится под контролем врача, который только после осмотра пациента назначает схему лечения и дает другие рекомендации. Заболевший должен соблюдать постельный режим, полноценно питаться и пить больше жидкости.
Антибиотики
Принимать антибиотики в первые дни заболевания - большая ошибка. Антибиотики не способны справиться с вирусом, кроме того, они неблагоприятно влияют на нормальную микрофлору. Антибиотики назначает только врач, только в случае развития осложнений, вызванных присоединением бактериальной инфекции. Принимать антибактериальные препараты в качестве профилактики развития осложнений- опасно и бесполезно.
Заболевший человек должен оставаться дома и не создавать угрозу заражения окружающих.
Профилактика

Самым эффективным способом профилактики гриппа являетсяежегодная вакцинация. Состав вакцины против гриппа меняется ежегодно. Прежде всего, вакцинироваться рекомендуется тем, кто входит в группу риска. Оптимальное время для вакцинации октябрь-ноябрь.Вакцинация детей против гриппа возможна, начиная с 6-месячного возраста.
Вакцины против большинства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций не разработаны.
Универсальные меры профилактики
·       Часто и тщательно мойте руки
·       Избегайте контактов с кашляющими людьми
·       Придерживайтесь здорового образа жизни (сон, здоровая пища, физическая активность)
·       Пейте больше жидкости
·       Регулярно проветривайте и увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь
·       Реже бывайте в людных местах
·       Используйте маску, когда находитесь в транспорте или в людных местах 
·       Избегайте объятий, поцелуев и рукопожатий при встречах
·       Не трогайте лицо, глаза, нос немытыми руками
При первых признаках вирусной инфекции – обратитесь к врачу!